Вопросы и ответы

Здесь я отвечаю на часто задаваемые вопросы про мои услуги и не только про них.

Вопрос 1. На сколько дней лучше планировать свою поездку?

Это зависит прежде всего от количества и расположения вариантов, которые вы хотите успеть посмотреть.
По своему опыту могу сказать, что наиболее популярный формат поездок – 3 дня (выходные + 1 рабочий день). За это время можно нормально посмотреть от 3 до 10 вариантов.
Иногда клиенты совмещают свои деловые задачи с отдыхом, оставаясь потом еще на несколько дней на какой-нибудь турбазе.

Вопрос 2. Как вы оцениваете свои услуги за неполный день?

Неполный день считается как полный (за очень редкими исключениями).
На самом деле, привязка стоимости моих услуг к дням поездки – условна, так как немалую часть работы я провожу с клиентами еще до их приезда.

Вопрос 3. Можно привести пример расходов на автомобиль и пр.?

Пожалуйста. Сразу уточняю, что это расчет по ценам 2011 года.

Например, в поездке мы “накатали” 2300 км. (точка отсчета всегда – Новосибирск). Из них 400 км – на бензине, остальные – на газе (у меня “газифицированный” автомобиль, но АГЗС на Алтае есть пока далеко не везде).
При этом средний расход топлива – 15 л./100 км. Средняя цена газа – 13 руб/литр, бензина (92) – 25 руб/литр.
Плюс к этому я добавляю 500 руб на каждую 1000 км как компенсацию за масло (двигатель, коробка). И еще 500 руб на мойку машины после поездки.
Итого, имеем:
1900*0,15*13 + 400*0,15*25 + 2,3*500 +500 = 6855 руб.

Округляем до 6900 руб.

В случае возникновения затрат на шиномонтаж (иногда такое бывает) их тоже компенсирует клиент. Считаю, что это справедливо, т.к. ездим же по “его” делам и маршрутам.

Вопрос 4. Какая сейчас ситуация с ценами на землю на Алтае?

Сейчас (осень 2011 года) ситуация интересная. Впрочем, последние годы ситуации на рынке никогда не были скучными и “томными”. А именно:

1. К зиме уменьшается количество выставляемых на продажу объектов. Это традиционный фактор, связанный со сложностью доступа зимой ко многим участкам, трудностью показать покупателю все достоинства участка (под снегом не видно), а также с ожиданием новых весенних цен, которые раньше обычно радовали именно продавцов.

2. Копится отложенный спрос на участки. За последние два-три года количество сделок с недвижимостью на Алтае (как и везде) упало. Продавцы не очень хотели корректировать вниз свои цены, а покупатели уже не имели возможностей покупать предлагаемое.
Но реальный спрос, тем не менее, существует. И в ситуации достижения паритета между ценами продавцов и возможностями покупателей сделки начнут происходить чаще.

3. Фактическое снижение цен происходило весь 2009 и 2010 год. В 2011 году уровень как-то “устаканился”. Какая тенденция будет в 2012 году – реально никто не знает, можно только предполагать.

В зависимости от ответа на этот вопрос (тенденции цен в 2012 году) зависит ответ на вопрос – когда лучше покупать – сейчас (осенью 2011) или потом (весной-летом 2012).

Лично я думаю (хотя напоминаю, что я – не господь бог 🙂 ), что дальнейшего заметного падения цен на землю в 2012 году уже не будет. Они могут и не сильно вырасти, но вот ниже вряд ли станут.
В связи с этим, если есть реальная потребность и возможность приобретения земли на Алтае, то осень 2011 – очень подходящий момент. Т.к. цены уже оптимальны, при этом можно поискать “горящий” вариант (когда собственник-продавец очень торопится продать). И варианты выбора еще есть (их не сняли с продажи на зиму, их можно посмотреть до снега, и их еще не успели перекупить другие, более расторопные покупатели будущей весной).

Вот как-то так… 🙂

Вопрос 5. Чем вы отличаетесь от риелтора?

Отличий несколько. Главное, пожалуй, такое – мне, в конечном итоге, все равно – купит себе что-нибудь или нет мой клиент. Иногда я сознательно отговариваю клиентов от покупки, если вижу, что они не готовы к переезду и к бремени владения недвижимостью на Алтае.

А теперь – подробнее об отличиях моего сервиса от риелторского:

1. Я всегда работаю в интересах клиента-покупателя. Почти все риелторы это тоже декларируют, но их реальную заинтересованность всегда видно. И это, как правило, интересы продавцов, а не покупателей, как это ни печально.

Даже когда некоторые продавцы предлагают мне вознаграждение за продажу их объектов, это принципиально ничего не меняет в отношениях с моими клиентами-покупателями. Я делаю все от меня возможное, чтобы получить вместе с покупателем максимум доступной и адекватной информации об объекте. И помогаю клиенту правильно оценить объект с точки зрения своих целей и требований, никогда не навязывая “выгодного” для меня варианта.

2. Я обеспечиваю клиенту-покупателю реальную возможность выбора. Начиная с предварительного определения параметров поиска, отсева альтернатив, и заканчивая физическим посещением разных мест и вариантов.

3. Я консультирую клиента-покупателя по многим вопросам, не входящим в круг компетенций риелторов, но очень интересующим людей, которые переезжают и обустраиваются на Алтае. Мой личный жизненный и профессиональный опыт позволяет делать это.

4. Я оцениваю свои услуги совершенно прозрачно и соразмерно своим трудозатратам. Без всяких процентов от суммы сделки и прочих риелторских “фиксов” и “привязок”.

На самом деле, я долго думал, как назвать свои услуги. Понятие “проводника” мне понравилось больше всего, хотя и оно не полностью отвечает смыслу. Есть еще такой термин, пока не очень распространенный в России, – “профессиональный покупатель” (профессиональный “шоппер”).
Так вот, частично я являюсь профессиональным покупателем недвижимости. И оказываю услуги другим покупателям, используя свой личный опыт. В том числе, и по смежным вопросам, неизбежно встающим перед покупателями во время и после покупки.

Вопрос 6. Где лучше останавливаться для ночевок во время поездки?

Конечно, все зависит от маршрута. Иногда (если график и маршрут позволяет) мы останавливаемся в нашем доме рядом с селом Сараса (Алтайского района).
Это получается довольно удобная точка старта и радиальных “вылазок”, т.к. оттуда можно быстро проехать и в сторону Аи и Горно-Алтайска, и в сторону Чемала, Шебалино, Усть-Коксы, и в сторону Белокурихи, Солонешного, Чарышского.

А иногда ночуем в гостиницах или на турбазах. Выбор, в общем-то, есть. На разные вкусы и карманы.

Чего я очень не рекомендую делать, так это ночевать в палатках “в чистом поле”. К сожалению, времена нынче не очень спокойные в стране. И на Алтае тоже всякое бывает. Поэтому лучше не экономить на безопасности.

Да, кстати, выбор адекватных вариантов переночевать зимой – гораздо меньше. Это факт.

Вопрос 7. Хочу переехать на Алтай. Что лучше купить – сразу готовый дом или сначала землю, а потом на ней строить дом?

Это зависит от некоторых дополнительных “вводных”. Например, от того, каков состав вашей семьи, и есть ли кому заниматься строительством (не обязательно самим строить, но управлять всем процессом).

Плюсы покупки готового дома:
— можно сразу заезжать и жить,
— если дом старый, то весь объект обычно стоит дешевле, чем сумма стоимости земли и затрат на постройку нового дома,
— не надо иметь кучу организационных проблем в процессе строительства нового дома.

Минусы покупки готового дома:
— он был сделан не “под вас”, значит будет не во всем удобен именно вам,
— не дай бог, он был сделан абы-как, специально на продажу, – ждите проблем, которые вылезут чуть позже, из-за экономии на качестве в процессе строительства,
— реально хорошие и свежие дома никто “даром” не продает, более того, они стоят обычно дороже, чем ваши прямые затраты на постройку аналогичного дома “с нуля” (без учета своего времени, нервов и прочих нематериальных ресурсов).

Плюсы и минусы постройки себе нового дома примерно обратные перечисленным выше. Но есть еще и такой немаловажный аспект:

Вероятность найти подходящий и понравившийся вам земельный участок гораздо выше, чем вероятность найти такой же отличный участок, но еще и в сочетании с подходящим домом, построенном на нем. Причем отличие вероятностей, я бы сказал, – на порядок.

По своему опыту скажу – я повидал немало разных вариантов и участков, и домов. И могу вспомнить всего несколько домов, которые бы мне понравились. А вот хороших участков, на которых потом можно будет построить свой дом, мне гораздо больше встречается.

Вопрос 8. А вы возите по местам силы на Алтае?

Нет. Я вожу по местам жизни. Помогаю искать, смотреть и выбирать оптимальные для человека варианты.

А свое место силы каждый ищет сам.

Вопрос 9. Можно ли совместить нашу с вами поездку – с поездкой другого вашего клиента? Насколько это будет дешевле для меня?

Нельзя совмещать, если только вы с этим “другим клиентом” не являетесь давними большими друзьями (и то не факт).

Мой опыт показывает, что у каждого клиента обязательно есть какие-то свои, особенные обстоятельства, требования и задачи, которые он хочет решить покупкой земли или дома на Алтае. И они в какой-то степени интимные. Люди зачастую не хотят всего говорить даже мне (хотя от этого сильно зависит качество и успех всей поездки и поиска). Не говоря уже о других посторонних “попутчиках”.

И во-вторых, это очень маловероятно, что получится “сверстать” маршрут и график поездки, одинаково оптимальные для двух совершенно разных клиентов. Я себе такого реально не представляю.

Вопрос 10. Почему так дорого продаются новые дома на Алтае? При том, что есть и варианты старых, но еще крепких домов за сущие копейки.

Причина проста – строительство сейчас обходится очень дорого. Причем, дорого и в стройматериалах, и в услугах строителей (почему так – отдельная большая тема!). Поэтому люди, построившие дома недавно, отлично знают, сколько денег, труда и нервов они вложили в свой дом. И по доброй воле не станут продавать его дешево.

В случае же со старыми домами у людей обычно уже нет понимания реальной себестоимости своего дома. Помимо ощущения того, что он просто сильно старый. И зачастую достался им дом по наследству от родственников, реально не нужный, и от него есть желание избавиться. И тут почти любая кругленькая сумма будет лучше, чем старый ненужный дом, требующий, к тому же, постоянно каких-то затрат времени и денег (налоги, ремонт и пр.).